Вопрос от родителей детскому психологу садика "Панда". "Мой ребенок бьет меня. Что делать?"


В первую очередь нужно понять, что такое поведение не является «хорошим» или «плохим». Да, любая физическая агрессия в обществе считается недопустимым поведением, но любому психологу ясно, что поведенческая реакция — это маркер.

Разберем причины такого поведения у ребенка.
1. Проявление злости / недовольства / протеста и несогласия на запрет;
2. Применение физического насилия по отношению к самому ребенку;
3. Требование внимания;
4. Проверка ваших границ. Ожидание определенной реакции: иногда взрослые умиляются и улыбаются, когда малыш их начинает ударять. Ребенок запоминает реакцию и в дальнейшем может повторять те же действия, чтобы взрослые улыбнулись;
5. Потребность в физической активности.


Разберем одну из самых распространенных причин - это проявление злости на запрет.
Пресекаем попытки ударить, ловим руки, останавливаем. Устанавливаем контакт глаз с ребенком и говорим: "Маму бить нельзя! Мне больно!". Говорим без улыбки, уверенно, без наигранных слез и обид (дети быстро начинают принимать это за игру и тогда хочется повторить снова).
Обязательным условием является проговаривание своих чувств.
Зачастую таких действий не хватает. Бывает такое, что в садике ребенок ведет себя вполне миролюбиво, а вот дома начинается "плохое" поведение, и никакие действия мамы не помогают. В чем здесь может быть причина?

Причина кроется в родительской неуверенности. Родитель первичен. Есть такая история про утят. Когда они вылупляются из яйца, первого, кого они увидят - этот объект и есть родитель. И маленькие утята начинают везде следовать за ним. Почему так происходит? В процессе эволюции произошел естественный отбор, и появились выживательные инстинкты, те, которые помогли миллионам утят выжить, и не только им.

 

 "Следуй ЗА родителем". Почему? Да потому, что у родителя намного больше информации о мире и его опасностях. Опыта больше. Миллион утят до этого инстинкта погибали, потому что не следовали за родителем, а разбегались. А потом сформировался такой инстинкт, который помог выжить будущим поколениям.
К чему это все? К тому, что хороший, правильный родитель не поставит ребенка выше себя. Это как если бы утенок забежал впереди мамы утки. Работает вся эта система только в том случае, если родитель уверен в своей первичности, в своем родительстве, прочно занимает свою позицию. И делает это из заботы о ребенке. Ребенок этого мира НЕ ЗНАЕТ. Мы, взрослые - его проводники в этот мир, в его правила. Мы должны объяснить твердо и уверенно, что можно, а что - нет.

И когда родитель встает на позицию главного и заботливого, тогда система начинает работать. Как еще можно помочь малышу в такой ситуации? Помочь прожить эмоции гнева. Это очень важно. Важно оставаться спокойным и рассудительным и обязательно проговорить все эмоции с ребенком.
Поговорите с ним о его переживаниях, скажите: «Ты сейчас злишься, я тебя понимаю. На твоем месте я чувствовала бы то же самое! Я не дала тебе конфету перед завтраком, потому, что у нас есть правила. И я обязательно дам тебе ее после того, как ты покушаешь»


Учите ребенка распознавать собственные эмоции и выражать их соответственно требованиям, предъявляемым в обществе. Предложите малышу альтернативный способ проявления эмоций — побить подушку, нарисовать то или иное чувство, проиграть в сюжетно-ролевой игре свои эмоции.


Часто родителям, у которых дети дошкольного возраста "не дружат" с агрессией, рекомендую создать дома уголок гнева - безопасное место для ребенка, где можно всё разрушать. Это могут быть подушки (можно бить), пластиковые стаканчики (сминать), бумага (рвать), картонные коробки (бить ногами и сминать), воздушные шары (лопать) и т.д. Тогда ребенок будет знать, что если ему надо выпустить пар, то он знает, что и как можно делать и самое главное, его никто не будет за это ругать!