Давайте разберемся в этом вопросе.

Сегодня на него ответит педагог – психолог Мазуркевич Наталья Борисовна.

Для начала необходимо четко понимать, как работает наш мир. Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь — и задача взрослого человека понимать последствия и принимать в связи с этим решения. Например: если мы не будем следовать правилам дорожного движения и пойдем на красный свет через дорогу – то, скорее всего, рано или поздно, попадем под машину. И этим правилам мы учим наших детей. Или, к примеру – чужое брать нельзя. Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось». Все гораздо проще. Если мы грубим - у нас не будет друзей. В наказание? Нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями.

Если мы воспитываем наших детей в системе координат «наказания и награды», «кнут и пряник», мы не готовим их к реалиям жизни.

Не наступление естественных последствий — одна из причин, по которым оказываются, не приспособлены к жизни дети, став взрослыми. Вот почему очень важно всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков.

Что это значит? Конечно, мы не можем допустить того, что если пятилетний Ваня хочет выйти на улицу зимой в одних шортах, всю степень естественных последствий от этого желания. Здесь мы будем объяснять, и приводить примеры. А, вот разбил кружку – подмети осколки. Конечно, существуют возрастные особенности для понимания причинно – следственных связей и естественных последствий.

«Четырехлетний ребенок не слушается, что делать?» Это работа очень многих факторов: состояния родителя, характер и темперамент обоих, ситуация, и так далее. В каждой конкретной ситуации будут свои действия. Самое важное, что родители должны взять себе на вооружение, это:

В наказании нет никакого обучения на будущее, есть только карательная составляющая, часто пугающая ребёнка своей неожиданностью.

Сделал что - то не то – дайте возможность исправить ситуацию, а не быть просто виноватым.

Учитывайте возрастные особенности. Дети младшего дошкольного возраста импульсивны, не умеют контролировать свои действия и настроение.

Простые примеры, как работает система естественных последствий:

1. Сынок, я вижу, что ты стучишь игрушкой по полу. Игрушка может поломаться, этого делать не нужно. Стучи по полу вот этой другой игрушкой, это можно. Смотри, если ты хочешь играть этой игрушкой, нужно перестать ею стучать. Или мне придётся забрать её и отложить до завтра. Понимаешь? Если ребёнок продолжает стучать, скажите: «Ты выбрал стучать игрушкой, мне приходится её забрать». Забираете игрушку до завтра.

2. Доченька, кидаться песком в деток нельзя. Можно кидаться песком вон туда, там никого нет. В ту сторону кидайся. Если ты будешь продолжать кидаться в детей, нам придётся уйти с детской площадки и гулять в другом месте. Если ребёнок продолжает кидаться, говорите спокойно: «Я вижу, что ты продолжаешь кидаться песком в ребят, нам придётся уйти гулять в другое место». Уходите.