Польза дидактической игры

Все родители хотят, чтобы их дети были образованными. Тратят на образование кучу сил, времени и денег. Все это замечательно. И результат не заставляет себя ждать. Вот ребенок много знает, многое умеет. Но есть кое-что, что заставляет задуматься: несмотря на все знания и умения, ребенок плохо говорит. У кого-то другая проблема, ребенок прекрасно говорит, но развиваться не хочет, так как не хочет учиться.

Какие бы проблемы не были, но дети есть дети, и все они любят играть! Есть много различных игр, но я бы хотела обратить ваше внимание на дидактические игры. Так как именно дидактическая игра является ценным средством воспитания ребенка. Она активизирует психические процессы, вызывает у детей большой интерес к процессу познания. Игра вызывает у ребенка глубокое удовлетворение, повышает работоспособность, тренирует память, слух, пополняет словарный запас, помогает детям в развитии речи.

Каждая дидактическая игра имеет свое содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.

Важно правильно подобрать дидактическую игру, в зависимости от возраста ребенка и его уровня речевого развития. Игра должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был азарт выполнять поставленные задачи. Если игра слишком легкая, ребенок не захочет в нее играть, и наоборот, если игра слишком сложная, у ребенка пропадет к ней интерес.

Для того, чтобы ребенок с удовольствием отвечал на вопросы, угадывал слова и буквы, находил нужные карточки и правильно собирал пазлы, нужно просто и ясно изложить условия игры. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. А для того, чтобы ребенок не уставал, чтобы выполнял все задания, игры можно чередовать. К примеру, сначала можно поиграть в настольно-печатные игры. Потом взяться за игрушки, предметы, или поиграть с ребенком в словесные игры.

Дидактические игры не требуют особых и больших затрат в подготовке. Поэтому их можно использовать родителям в домашних условиях. К примеру, игра на обогащение словаря ребенка «Доскажи словечко», вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например, ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади ... (жеребенок) и т. п.

Играя с детьми в «Поезд особого назначения», развивается фонематический слух. Для этого понадобятся обычные картонные коробки. Из этих коробок делаем поезд с вагонами. Объясняем, что поезд возит только особые грузы, сегодня, например, он повезет только те предметы, которые начинаются на букву А. Помогаем ребенку собрать необходимые вещи, выделить первый звук каждого слова.

Игра «Я быстрее» развивает речь, память, внимание. Встаньте рядом с ребенком. Выберите предмет, находящийся в некотором отдалении. Объясните ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п.

Познакомить ребенка со значением предлогов под, на, в, можно через игру «Полезные «прятки». Предложите ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумайте короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела - нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А-а, вот он где - под столом!». Далее расскажите о том, как мальчик спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т. д.

Это всего лишь несколько примеров использования дидактических игр в развитии речи ребенка. Плюсы этих игр не только в том, что они носят развивающий характер, но и в том, что вы можете поиграть в них в любом месте: пока идете с ребенком в детский сад, едете в транспорте, ждете очередь к врачу, когда нужно отвлечь ребенка от какого-либо негативного события и другое.

Таким образом, благодаря использованию дидактических игр процесс обучения происходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме.

Воспитатель средней группы детского сада «Панда» Ирина Ивановна Клиперт