Секрет Монтессори

Совсем недавно я обратила внимание на один факт, который меня удивил. Дело в том, что система Монтессори создана  более ста лет назад, но она до сих пор популярна, актуальна и признана во всем мире! С момента создания очень многое изменилось в мире, но востребованность этой системы развития детей остается неизменной. В чем кроется секрет? Ответ, на мой взгляд, лежит в основополагающих принципах, на которых построена система Монтессори. Чтобы раскрыть этот секрет обратимся к истории создания метода.

Создателем этого метода является Мария Монтессори. Она обладала очень сильным характером, ей были присущи такие черты, как смелость, настойчивость, упрямство и эти качества помогли ей многого добиться.  Например, после школы она поступила в медицинский университет и закончила его. Надо понимать, что в Италии, в то время, женщины не учились в университетах, но ей это удалось. Мария Монтессори стала первой  женщиной-врачом в Италии  на тот момент. В дальнейшем, она стала не только медиком, но и антропологом, получив соответствующее образование.

Таким образом, она была не педагогом, а прежде всего медиком, ученым и исследователем. Поэтому впервые с детьми она столкнулась как медик, а не как педагог. Она смотрела на них с точки зрения медицины. Медицина того времени использовала простые методы наблюдения: потрогать пульс, измерить температуру, послушать дыхание человека. Если у детей наблюдалось отставание или еще какие-то отклонения в развитии, они жили при больнице, и за ними просто вели наблюдение. Таких детей называли  детьми-идиотами, их содержали в абсолютно пустых комнатах, где были только столы и стулья, и совсем не было игрушек. Вот именно за такими детьми в больнице наблюдала молодой доктор Мария Монтессори, где впервые начала свою врачебную практику. Однако, наблюдая за детьми, Мария Монтессори отмечала нечто иное, чем все остальные.

Есть такая знаменитая история про крошки. Мария Монтессори заметила, что дети ползают по полу, собирают крошки и что-то с ними делают. Когда она спросила у нянечек, что они делают, ей ответили, что эти дети  ничего не понимают, им много раз говорили не поднимать грязные крошки с пола, но они все равно это делают. Однако, как заметила  Мария Монтессори, дети не ели крошки, они ими манипулировали. В тот момент Мария Монтессори поняла, что дети даже в абсолютно непригодной среде находят возможность обучаться и что-то делать, выстраивая самих себя.  С тех пор и начался ее эксперимент. А ее педагогика и была чистым экспериментом.

Мария Монтессори забирает этих детей из больницы, помещает их в специальную обучающую среду. Она думала о том, что если так сделать, то с детьми начнут происходить другие процессы. И она не ошиблась. Через год плодотворной работы ее дети, которых государство считало вообще необучаемыми, показали результаты выше, чем дети из общественных школ. И тогда она задумалась о том, что  если подобную методику применить к здоровым детям, то результаты будут вообще фантастическими.

Все что Мария Монтессори делала в тот период -  это действительно было чистым экспериментом. При создании своей первой среды, она много читала  и изучала труды своих современников. Это было время, когда психология серьезно поднимается в своем развитии, это время психоанализа, время появления коррекционной педагогики. Она изучает труды Жака Пиаже, переписывается с Анной Фрейд. Так, изучая труды своего современника Эдуарда Сегена, она знакомится с материалами, при помощи которых он работал со слабослышащими и слабовидящими детьми. Мария Монтессори видит результаты и понимает, что конкретный наглядный материал очень помогает детям, и переносит этот принцип работы в свою среду.  Создаваемые ею материалы проходят жесткий отбор. То, что дети не брали, она убирала из среды и создавала новые. Ее открытием было то, что дети могут сами учиться, если предоставить им возможность и среду. 

Еще одним важным открытием можно назвать ее предположение, что в педагогике важно идти за потребностями детей, ведь что им нужно могут знать только дети. Новаторство Марии Монтессори в то время и заключалось в стремлении выявить и внедрить  в свою систему развития физиологические и психологические потребности развивающегося мозга ребенка. И тогда  это будет не навязывание, а помощь в развитии. Именно поэтому ее педагогика работает везде. Потому что она, в первую очередь, базируется на биологии человека, на физиологических потребностях ребенка, выведенных ею методами эксперимента и наблюдения. И неважно где этот ребенок находится – в  крестьянском доме или в палатах лорда, в Китае или в России. У всех этих детей абсолютно одинаковые биологические потребности, структура развития и формирования мозга. Таким образом, можно предположить, что Марии Монтессори удалось увидеть и понять физиологические и психологические  закономерности развития детей,  заложенные в людей природой, и именно поэтому данная система так эффективно работает и в наше время. В нашем детском саду мы стремимся соблюдать эти принципы, видим эффективность и важность такой работы!

Монтессори-педагог детского сада "Панда" А.Ю. Макарова

28.02.2023