Точка интереса — это заметное проявление потребностей в конкретной деятельности, подкреплённое успешным результатом. Когда мы видим, что ребёнок направляет всё своё внимание на одно занятие, а его мозг и тело работают одновременно — он находится в точке интереса. Эту деятельность дошкольник выбирает сам, а для взрослых она становится опорой для планирования его дальнейшего развития.
Чтобы увидеть точки интереса своего ребёнка, нужно наблюдать за ним, предлагать новые занятия и пробовать заходить с разных сторон. Смотреть, отвлекается ли на шум и другие внешние раздражители.
Люди, которые окружают ребенка, также могут стать точкой его интереса. Если дедушка в молодости был моряком, может собрать вокруг себя внуков и показывать атрибуты и фотографии своего любимого дела. Внук с радостью может начать конструировать корабли из конструктора, собирать пазлы, а через чтение и просмотр литературы ребенок познакомится, какие тайны скрывает в себе водный мир.
Например, ребёнок часто обращает внимание на запах, который его окружает. Стоит вам выйти на улицу, как сразу ребенок говорит: «Мама, пахнет костром», «Мама чувствуешь, как пахнет булочками!?» Это может стать для родителя звоночком, о том, что у ребенка сейчас активный интерес к запахам. (Иными словами, сенситивный период к восприятию запахов). Что можно предложить? Можно дома приготовить несколько баночек с запахами (лимон, корица, ромашка, мед, мята и др.). И поиграть в игру «Отгадай, чем пахнет?». Точка интереса - различные запахи, это лишь начало интереса ребенка. После того, как вы познакомили ребенка с приятными запахами, далее можно углубиться в запахи, не привычные для восприятия, например, запах сожженной спички. Далее мы можем провести эксперименты с огнем, свечой (соблюдая все меры безопасности). При таком подходе мы не накачиваем ребёнка энциклопедической информацией по своему плану, а следуем за его интересами и естественной потребностью к получению новых знаний.
У родителей часто возникает вопрос: «Ребёнок ничем не увлечён. Что делать?»
В этом случае, родителям стоит обратить внимание, какая среда его окружает дома. Присутствуют ли предметы, способные выявить у него интерес и желание взаимодействовать с тем, что ребенка окружает. Если, совсем ребенок не проявляет интерес к игрушкам, то, помогать маме на кухне - резать сухари и готовить летний лимонад, - это любят почти все дети. Для взрослого это обыденность, для маленьких детей — удивительный опыт. Можно углубиться в кухню других стран, изучить национальные блюда и приготовить их самому. Нарисовать флаг этой страны, придумать одежду. Вариантов много, стоит только захотеть взрослому помочь своему ребенку, и через наблюдение направить его.
Важно научиться понимать своего ребёнка и уважать его выбор, пусть даже это одна деятельность из множества. Если вы пойдёте навстречу, он сможет удовлетворить свои потребности в развитии и добьётся результата. А стремление погружаться в ту или иную деятельность только укрепится — ведь ничто так не мотивирует детей, как успех. Дошкольники учатся иначе, чем школьники или взрослые — им важен интерес и успешный опыт.
Примеры:
Если ребёнок любит Черепашек ниндзя, то мы можем обратить внимание ребенка на имена Черепашек и углубиться в знаменитых художников, изучить принципы устройства городской канализации, пригласить в путешествие по достопримечательностям Нью-Йорка, вместе найти рецепт, купить продукты и приготовить пиццу.
Максим увлечен машинками. Родители готовы скупить все самые популярные машинки. Но это не есть правильное решение. Стоит обратить внимание, как ребенок взаимодействует с машинками. Выстраивает ли он ряд - от большой машинки к маленькой, или группирует их по цветам, разбирает ли на запчасти или разворачивает большую сюжетную игру. В зависимости от того, как он с ними взаимодействует, родители могут продумать игры и упражнения: группировать машины по количеству колес (4-х колесные, 8-ми колесные), разбирать и собирать модели из конструктора и пазлов. Если ребенок откручивает колёса и пытается вскрыть бампер — мы можем рассказать о механизмах и их назначении, эти знания пригодятся больше, чем узнавание марки машины по эмблеме.
Ребенок должен выбирать занятие себе сам. Если ему навязывают какую-либо деятельность, это уже не является его точкой интереса, а является интересом взрослого. Взрослый лишь помогает, создает ту среду, в которой деятельность сможет продвигать ребенка вперед. Мы не можем заставлять ребенка, это уже является насилием над природой человека.