Использование техники мнемотаблиц в развитии устной речи ребенка

Часто родители обращаются с вопросом: «Что делать? У ребенка плохая память…» А если не развивать память, страдает одна из областей высших психических процессов - речевое развитие (связная речь).

Действительно, всего единичный процент детей обладает феноменальной памятью. Ещё небольшой процент детей может также легко усваивать и воспроизводить достаточно объёмную для памяти информацию. Такова статистика.

Возникает другой вопрос: «Что же делать остальным детям и их озадаченным данной проблемой родителям?» Эта проблема актуальна, но разрешима. Главное – это не оставлять ребёнка без внимания и найти методы и способы развития его памяти!

Достаточно давно педагоги в своей работе используют такой прием, как мнемотехника, хотя разрешением насущной проблемы озадачены были еще в древней Греции. Мнемотехника или мнемоника - от греческого «искусство запоминания». Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

К. Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

У детей дошкольного возраста развита образная память (зрительная, слуховая, обонятельная и т.д.), и информация запоминается в основном механически, непроизвольно, т.е. то, что интересно или то, что производит на них сильное впечатление. Поэтому нужна необычная и яркая форма подачи.

Один из основных дидактических принципов педагогики - это наглядность. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка. Здесь и пригождается использование техники мнемотаблиц.

Приёмы мнемотехники доступны всем, весьма разнообразны, их нетрудно освоить, удобно применять и дома.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем пробуем усложнить задачу, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.

В данной работе нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дети 3-5 лет могут освоить небольшие схемы – 4-8 клеток, старший возраст 5-7 лет – 8-16 квадратов. Дети 6-7 лет по мнемотаблицам могут выполнить более сложные действия.

Мнемотаблицы упрощают восприятие текста детьми, особенно детям с проблемой речи и слуха, им трудно воспринимать рассказы вслух. Учить стихи и рассказы (сказки, загадки, скороговорки и др.) по мнемотаблицам легко, а при пересказе можно подглядывать на картинки. Пересказ выстраивается ребёнком по сюжетной линии и ребёнок понимает, что у любой истории должно быть начало и логичный конец. Таким образом, даже застенчивые дети не стесняются выступать, и у них формируется навык публичных выступлений.

По мнемотаблицам легче разбирать многие явления. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию. Сам процесс запоминания информации сокращается по срокам и становится увлекательным и непринуждённым занятием для ребёнка.

Все техники мнемоники для детей должны подаваться в виде игры. Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Причём, если для старшего и подготовительного возраста картинки (мнемотаблицы) могут быть чёрно-белые, то для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные, т. к. формируются сенсорные эталоны, у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зелёная, колобок - жёлтый, снегирь - красный и др.

Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц. Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки.

В работе с мнемотаблицами у ребёнка задействованы оба полушария головного мозга: левое – это логика и последовательный анализ информации, правое - это образное мышление и воображение.

Единственное предостережение — не следует перегружать малышей наплывом новой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше. И не нужно злоупотреблять мнемотаблицами, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это наоборот, будет тормозить развитие.

Грамотное использование приёмов мнемотехники обогатит словарный запас и сформирует связную речь ребёнка. А также параллельно будет развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и ассоциативное мышление.

Решая проблемы речевого развития дошкольников рекомендую также и родителям использовать методику мнемотехники. Попробуйте! И вам понравится!

Воспитатель детского сада «Панда» Светлана Владимировна Шутова