Пальчиковые игры с малышом
В давние уже для нас времена, маленькие дети развивали свои пальчики в процессе повседневных дел – собирали с пола крошки, кормили курочек, вытирали со стола и отжимали тряпку. Ребенок был «встроен» в быт семьи. Но и тогда каждая бабушка и мама знала веселые стишки для массажа пальчиков, например, всем известная «Сорока-Белобока», «Ладушки-Ладушки». Люди заметили, что такие пальчиковые игры благотворно влияют на речь и развитие малыша, и играли с пальчиками ребенка с самого рождения.
В наше время уже есть много исследований, о том, что уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальчиков малыша.
Когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой, запускается множество физиологических процессов. Происходит возбуждение в речевых центрах головного мозга, а это стимулирует развитие речи. Дети учатся слушать и слышать стишки, речь взрослого. Развивается концентрация, внимание, воображение, фантазия, происходит развитие эмоционального интеллекта. Но самое важное, малышам такая гимнастика очень нравится. Игры с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами.
Играть в пальчиковые игры с ребенком может каждая мама. С самыми маленькими детками можно начать с массажа ладошек и пальчиков. В возрасте полугода можно выполнять такую зарядку для рук в пассивной форме – сами сгибаем и разгибаем пальчики, сопровождая свои действия стихотворными ритмичными строчками. Уже с десяти месяцев можно учиться выполнять гимнастику в активной форме – малыш сам начинает сгибать и разгибать пальчики, кисти рук, повторять за мамой слоги, звукоподражания.
Играть нужно медленно, повторяя стихотворение несколько раз. Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции, обязательно похвалите своего малыша. Важно ваше ласковое настроение и бережное прикосновение.
Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой, особенно со знакомыми и веселыми персонажами. Например, игра «Жаба»
Жабу мы нашли на кочке (пальцы сжаты в кулак)
Принесли домой в платочке (кулак накрыть платочком)
Развернули мы платок – (снять носовой платок)
Жаба прыг под потолок! (выпрямить пальцы и оттолкнуться ими от стола)
Трехлетние малыши с удовольствием играют в игры для двух рук. С четырех лет можно использовать игры, в которых несколько действий меняют друг друга.
Пальчиковые игры можно с успехом использовать при обучении счету, изучении пространства – понятий «верх», «низ», «близко» и «далеко».
Несомненно, игры с пальчиками тренируют детские ручки – кисть и пальцы, что в последствии облегчает обучение навыкам рисования и письма, удержания карандаша и кисти в руке.
«КОШКИ — МЫШКИ»
Вот кулак, (показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь вверх)
На ладошку села кошка. («когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под правую подмышку)
Играя в пальчиковые игры, мы побуждаем детей к творчеству – ребенок придумывает образы, разыгрывает руками целый спектакль. Забавы, в которых малыш гладит руку взрослого способствуют укреплению привязанности, развитию чувства уверенности.
Это счастливые минуты с вашим ребенком, которые он обязательно запомнит. А потом передаст эту замечательную традицию своим детям, традицию, которую передала ему мама.
Г.А. Толмачева, воспитатель младшей группы детского сада «Панда»