Логопед

Своевременное овладение правильной речью имеет огром­ное значение для формирования полноценной личности ре­бенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные на­рушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Согласно статистике количество речевых нарушений в пос­ледние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произно­шении, правильно формировать которое довольно сложно, по­скольку ребенку необходимо научиться управлять своими орга­нами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Внятность и чистота произношения зависят от многих фак­торов и в первую очередь от анатомического строения артику­ляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, че­люсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

При нарушениях двигательной функции артикуляционно­го аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом по­токе. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по арти­куляции.

Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Затруднения в выработке звуко­вых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим при­знакам, и в смешении звуков.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно про­водится работа в логопедической группе дошкольного образо­вательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребен­ка в школе.

Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правиль­ной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.