Нейроигры дома

Нейроигра относится к одному из вариантов нейропсихологических упражнений. Нейроигрой можно назвать любую игру, если мы понимаем зачем в неё играем, что и как мы формируем у ребёнка с её помощью. 

Родители могут самостоятельно без помощи нейропсихолога играть со своими детьми в такие игры дома, тем самым развивая его речь, память, внимание, воображение, восприятие и мышление – высшие психические функции человека.

Существует огромное количество нейроигр. Но в нашей статье мы рассмотрим примеры разновозрастных нейроигр, формирующих восприятие, а именно тактильно-мышечное и восприятие пространства. Поскольку чаще всего на консультации нейропсихолога у подавляющего большинства современных детей диагностируются проблемы именно с этими психическими функциями.

Понимание окружающего мира начинается с познания самого себя, а именно со своего тела. Поэтому в формировании пространственного и кожно-кинестетического восприятия мы начинаем с тела, то есть с развития крупной и мелкой моторики (кинетики и кинестетики). 

Примерно с 3х месячного возраста и до 2-3 лет родители должны массировать, поглаживать, прохлопывать не менее 3х раз в неделю (чем младше ребёнок, тем чаще) все части тела ребенка, при этом обязательно проговаривая их названия. Делать это можно в стихотворной форме: 

Это глазки, чтобы видеть.

 Это носик, чтоб дышать.

 Это ушки, чтобы слышать.

 Это ножки, чтоб бежать.

 Это ручки, чтобы маму

 Очень крепко обнимать!

Так же отлично подойдёт игра из нашего детства – «Сорока-белобока».

В возрасте от 1,5 лет учим детей играть в «Ладушки», катать, ловить и кидать мяч.

Развивает восприятие и речь логоритмика – сочетание движений, музыки и слов. Подходит для детей от 1 года. Родители могут использовать готовые стишки под музыку (можно без музыки), придумывая и показывая движения ребенку. Например: 

Ручки маленьких ребят

Веселятся и шалят

Вот мы хлопаем в ладоши:

"Ах, какой денёк хороший!"

Посмотрите: можно ручкой

Показать на небе тучку.

Ну а если грянет гром -

Ушки быстренько заткнём.

Можем пальчиком грозить:

"Ну-ну-ну, нельзя дерзить!"

В дверь соседу постучать:

"Тук-тук-тук, идём играть!"

К 3-4 годам ребёнка учим с детками названия пальчиков, правую и левую стороны тела. На закрепление названий пальцев можно сыграть в следующую нейроигру: ребёнок закрывает глаза, вытягивая руки вперёд или пряча их за спину, родитель трогает какой-либо пальчик, а ребёнок говорит его название. 

Детям в возрасте 3-5 лет очень нравится игра с прищепками: ребёнок закрывает глаза, родитель на одежду, носки, колготки, волосы, уши, пальцы и т.д. прицепляет прищепки, а затем ребёнок наощупь снимает их, тренируя свои ощущения и ловкость пальчиков.

 Нейроигра «Позы пальчиками» (возраст от 4 лет)

На обеих руках делаем позы следующих животных: заяц, волк (лиса), коза, корова. Чтобы ребёнку было интереснее, можно придумать сказку о том, что вышли на лужок козочка, корова и заяц, а когда прибежал серый волк, козочка, корова и зайчик испугались и убежали (каждый раз называя животное, делаем его на пальчиках).

Когда ваш ребёнок хорошо чувствует своё тело (чаще всего к 5 годам) можно переходить на уровень ощущения внешних объектов. 

И здесь подойдёт следующая нейроигра: ребенок встаёт к зеркалу или в середину комнаты, родитель спрашивает, что находится перед ребёнком, что над ним, за ним, слева от него, справа от него, под ним. Если на этом уровне ребёнок отлично справляется, переходим на следующий. Просим ребёнка левой рукой, например, потрогать правое ухо; правым средним пальцем дотронуться до левой ноги и т.п.

Когда ребёнок освоил реальное окружающее его пространство, можно переходить на абстрактный уровень, то есть на лист бумаги. 

Родитель может нарисовать различные предметы и рядом червячка. Затем спросить у ребёнка, куда ползёт червячок (налево или направо, вниз или вверх), что справа от него, слева, впереди, сзади, под ним, над ним.

Следующим этапом будет переход на ещё более абстрактный уровень – восприятие квазипространства или вымышленного пространства.

 На этом этапе у ребёнка формируется ещё и логическое мышление. Родитель спрашивает у ребёнка: 

– Коля ударил Мишу. Кто из них драчун? 

– Маша старше Кати. Кто из них младше? и т.п.

Хорошо развивают пространственное восприятие, а ещё и внимание, нейроигры на плавность и последовательность двигательных переключений. Например, родитель даёт ребёнку задание: говорю название гриба – хлопаешь в ладоши один раз, говорю название ягоды – хлопаешь ладонями по коленкам, говорю название дерева – подпрыгиваешь один раз и т.д.

 Отлично подходят игры с мячом. Например, «Съедобное-несъедобное». Ребёнок учится ловить мяч, развивая координацию, ловкость, внимание и восприятие своего тела.

 В старшем дошкольном и школьном возрасте можно учить ребёнка играть в «Классики», скакать на скакалке, игре в резиночки, «Уголки», «Вышибалы».

 Играя в эти достаточно известные, простые и доступные нейроигры со своим ребёнком, вы будете не только развивать его, но ещё и доставите ему неимоверное удовольствие, счастье и радость! Ведь деткам так приятно, когда родные, самые дорогие и любимые люди – их родители — посвящаютим своё драгоценное время!